Методическая копилка

Добавьте текст здесь...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках

русского языка и литературы

Развитие коммуникативной компетенции на уроках

русского языка и литературы

Л.М. Воложенина,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МАОУ «СОШ № 43 г. Челябинска»

Р.А. Махрова,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МАОУ «СОШ № 43 г. Челябинска»

Аннотация: В статье обобщен опыт работы педагогов-словесников по формированию языковой и коммуникативной компетенции. Произведен отбор наиболее эффективных приемов и методов, способствующих развитию универсальных учебных действий наряду с предметными умениями. Авторы статьи проводят анализ форм обучения на разных этапах учебного занятия.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, приемы, формы организации деятельности обучающихся.

Предметы «русский язык» и «литература» содержательно весьма значимы для формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Основная задача учителя - словесника - создать условия для ее развития. Ставя перед собой такую цель на учебных занятиях, мы планируем деятельность обучающихся так, чтобы они как можно больше и чаще работали над анализом текста и созданием собственного высказывания.

Целесообразно вести работу над формированием коммуникативной компетенции на каждом этапе учебного занятия. Так, например, на этапе целеполагания мы заменяем фронтальную форму работы на групповую, предлагая определить цели урока совместно, коллективно. Этот прием дает возможность каждому ученику не просто следовать за классом и соглашаться с ним, а обсуждать и отстаивать свой образовательный результат. В ходе такой работы обучающиеся получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции в коллективе. Все результаты групповой работы обязательны для афиширования после обсуждения и оценки в конце занятия.

На уроках русского языка и литературы продуктивно использование разнообразных форм, методов, приемов, повышающих степень активности обучающихся. Во время учебных занятий обогащаем кругозор детей через создание проблемных ситуаций с недостающими или неизученными ранее данными, тем самым, побуждая детей к привлечению дополнительных источников информации. В целях обогащения словарного запаса детей, предусмотрена работа с различными словарями: толковым, этимологическим, орфографическим, словарем фразеологических оборотов и крылатых выражений и т.д.

Благодатно сочетание разных видов искусств для развития эмоционального состояния ребенка. В уроки русского языка и литературы органично включаем произведения музыки и живописи, фрагменты из кинофильмов, актерское чтение. Этот прием может быть использован на любом этапе учебного занятия. Обучающимся при этом могут быть даны задания: подготовить словесное описание музыкального фрагмента; описать чувства, вызванные картиной; сопоставить свой ритмический рисунок чтения лирического произведения с актерским чтением; сравнить авторскую и режиссерскую трактовки одного и того же эпизода, предложить свою версию сценария эпизода и др. Такие задания способствуют формированию не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.

Ведущая форма работы на уроках русского языка и литературы - это работа с текстом. Умение обучающихся увидеть слово, вычленить предложение, в котором заключается основная мысль текста, интерпретировать слово и предложение формируется путем анализа художественного произведения, или его эпизода. Для повышения качества этой деятельности обучающимся предлагаются разноуровневые вопросы:

  • Простые содержательные вопросы;
  • Вопросы на установление причинно - следственных связей;
  • Оценочные вопросы, требующие сформулировать и аргументировать свою позицию относительно происходящего.

Еще один вид работы - это проблемно - ориентированный анализ текста. Формируемые в такой деятельности умения - это современные требованиями государственной итоговой аттестации, где обучающиеся должны определять основную мысль текста, выделять проблему, находить ключевые слова для описания героя, интерьера и т. д. Актуальность этого навыка подтверждается и на уровне государственной политики: при Министерстве образования и науки Российской Федерации образован Совет по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Наталии Дмитриевны Солженицыной. Итоговое сочинение - часть промежуточной аттестации выпускников среднего общего образования, форма допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Его цель: проверить сформированность у выпускников аналитических навыков, способностей к самостоятельному мышлению, умения доказать свою позицию с опорой на выбранные произведения художественной литературы.

Разнообразные задания на выполнение операций с информацией способствуют развитию общелогических универсальных учебных действий, например: составление цитатного плана, восстановление деформированного текста, дополнение текста по памяти, создание нового текста путем синонимической замены слов какой-либо части речи, распространение текста изобразительно-выразительными средствами или заданными синтаксическими конструкциями и др.

Значимый этап на учебном занятии - формулирование выводов и рефлексия. Подведение итогов строится на комплексной оценке результата: это самооценка (ребятам предлагаются листы индивидуального оценивания), взаимная оценка и оценка учителя. На этапе рефлексии обучающиеся сравнивают, насколько полученный результат соответствует поставленным в начале урока целям, выявляют как свои удачи, так и проблемные зоны. Исходя из этого, предлагается дифференцированное домашнее задание (от простого к сложному) с целью побуждения детей к саморазвитию.

Исходя из практического опыта, мы установили взаимосвязь между формированием коммуникативной компетенции ученика и триединым образовательным результатом учебного занятия. 

Групповой проект как средство оценки достижения

метапредметных и личностностных результатов


Е.Н.Воронина

заместитель директора по УВР,

МАОУ «СОШ № 43 г. Челябинска»

И.С.Пьянкова

заместитель директора по ВР,

МАОУ «СОШ № 43 г. Челябинска»

Аннотация: в статье описаны подходы к разработке группового проекта, отмечены его информативные возможности с точки зрения мониторинга эффективности учебной и воспитательной деятельности образовательной организации

Ключевые слова: групповой проект, личностные результаты, метапредметные результаты

Современная государственная политика рассматривает отрасль образования с экономических позиций. В целях «обеспечения высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики» [3] меняются требования и подходы как к процессу обучения и воспитания, так и к конечному результату этих процессов.

Руководитель международного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века Патрик Гриффин, профессор Мельбурнского университета утверждает: «Ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика. В XXI же веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу» [1]. В связи с этим вполне закономерными становятся требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования, предъявленные как личностные, метапредметные и предметные результаты освоения выпускников образовательной программы.

Несмотря на то что переход на ФГОС начался с 2010 года, формирование трех групп результатов остается актуальной темой для дискуссии в педагогической среде. На этапе реализации ФГОС НОО и ООО остро стоит вопрос о средствах оценки сформированности личностных и метапредметных результатов. Изучив множество альтернатив, педагогических коллектив МАОУ «СОШ № 43 г. Челябинска» определил основным средством оценки достижения метапредметных результатов групповой проект. Его преимущество в сравнении со стандартизированными и комплексными работами состоит в том, что в ходе проведения проекта обучающиеся демонстрируют сформированность всех групп универсальных учебных действий.

Опираясь на учебно-методические материалы коллектива ЧИППКРО (М.И. Солодкова, Ю.Ю. Баранова, Т.П.Зуева, И.В. Латыпова, Е.И. Маркиной, Л.Н. Чипышева) [4], материалы курса М.А. Пинской «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта» [2], были разработаны КИМы групповых проектов для обучающихся 4 - 6 классов. Каждый КИМ состоит из двух частей: материалы для обучающихся (задание, рекомендации по организации деятельности, информационные раздаточные материалы для обучающихся, лист планирования и продвижения по заданию, карта самооценки, карта оценки презентации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и отзыв о презентации для обучающихся по общеобразовательными программами) и материалы для организации группового проекта (инструкция по проведению и оценке группового проекта, карта наблюдений с рекомендациями по ее заполнению).

Групповой проект позволяет определить уровень формирования ценностно-смысловых установок, развития интереса, целенаправленного формирования и развития познавательных потребностей и способностей обучающихся, поскольку используются процедуры, предусматривающие анализ неперсонифицированной информации. В связи с этим темы групповых проектов были сформулированы на основе требований к личностным результатам, заявленным в ООП НОО и ООП ООО:

Код элемента

Содержание личностного результата

Темы проектов

Л1

Российская гражданская идентичность

«Я помню. Я горжусь»

«Как не гордиться мне тобой, о, Родина моя»

Л2

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию

«Учись учиться»

«Мир профессий»

Л3

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем

«Кодекс моральных норм»

«Социальная реклама»

Л4

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

«Физика вокруг нас»

Л5

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

«Навыки успешного общения»

Л6

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

«Лидер XXI века»

Л7

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни

«Береги себя»

Л8

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира

«Южный Урал в народном отражении»

Л9

Сформированность основ экологической культуры

«Сохраним Живое на Земле»

Каждый класс совместно с классным руководителем выбирает тему проекта, исходя из личностных предпочтений обучающихся и программы воспитательной деятельности класса. Так, еще на этапе выбора темы определяются личностные результаты, находящиеся на уровнях освоения (не обсуждаемые при выборе) и усвоения (выбранные). О достижении уровня присвоения, то есть о высокой степени сформированности личностного результата, можно судить по итогам голосования участников проекта за презентации одноклассников и анализа отзывов о презентации.

Включая защиту группового проекта в обязательную часть промежуточной аттестации, мы предусматриваем использование всего спектра возможностей данной процедуры для получения мониторинговой информации. Помимо уровня сформированности конкретных групп результатов, выявляются универсальные учебные действия, требующие более пристального внимания педагогов, а также так называемые «точки роста», определяющие зоны ближайшего развития обучающихся. По итогам анализа тематики выбранных проектов и результатов защиты корректируются программы воспитательной деятельности класса, циклограмма школьных мероприятий и т.д. В целом полученные результаты характеризуют эффективность деятельности образовательной организации и способствуют определению направлений методической работы на следующий учебный год.

Список литературы

  • Навыки XXI века: новая реальность в образовании Режим доступа: https://erazvitie.org/article/navyki_xxi_veka_novaja_realnost (дата обращения: 20.04.2017).
  • Пинская, М.А. Оценивание в условиях введения требований нового ФГОС. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. - 96с.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 года». - Режим доступа: https://publication.pravo.gov.ru. (дата обращения: 10.03.2017).
  • Проведение промежуточной аттестации в 5 классе: учебно-методическое пособие/ авт.-сост.: Ю.Ю.Баранова, Т.П.Зуева, И.В. Латыпова, Е.И.Маркина, Л.Н. Чипышева; под ред. М.И. Солодковой. - Челябинск: НП Инновационный центр «РОСТ», 2015. - 123 с.

Проектирование технологической карты учебного занятия как инструмента достижения образовательных результатов 


Е.Н. Воронина,

заместитель директора по УВР

МАОУ «СОШ № 43 г. Челябинска»

Аннотация: В статье раскрывается понятие «технологическая карта» (ТКУ), рассматриваются ее особенности как методического документа. Автор дает комментарий к каждому этапу разработки ТКУ, от целеполагания до организации деятельности. Предложенные в статье рекомендации основаны на практическом опыте педагогов разных предметных областей и его методическом анализе.

Ключевые слова: технологическая карта учебного занятия, деятельностный подход в обучении, планируемые результаты освоения основных образовательных программ.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов привело к значимым изменениям образовательной деятельности. Особенности реализации содержания образования сегодня сосредоточены на необходимости достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Образовательный результат в современной трактовке - это не перечень знаний, умений и навыков, а формируемые способы деятельности. В связи с этим учебное занятие должно быть организовано таким образом, чтобы способствовать не только освоению предметного содержания, но и достижению метапредметного результата через формирование универсальных учебных действий и ключевых компетенций.

Основной формой образовательной деятельности остается учебное занятие. Однако урок сегодня претерпевает значительные изменения как в своих задачах, так и в способах их достижения. Процесс подготовки педагога к учебному занятию преобразуется из написания сценария урока с четко и подробно расписанными ролями предстоящего «спектакля» в создание некоего маршрута продвижения ребенка к цели. Современной формой планирования учебного занятия является технологическая карта. Технологическая карта учебного занятия - это форма документации, в которой описан весь процесс по созданию объекта (то есть, достижению результата): указаны операции и их составные части (этапы урока), материалы и оборудование (содержание), инструменты (средства обучения), технологические режимы (приемы и педагогические технологии), определено время работы и т.д. Так из области промышленности понятие «технологическая карта» становится дидактическим инструментом современного образования. Технологическая карта урока - это проект образовательного процесса с описанием пути от цели до результата.

Технологическая карта учебного занятия разрабатывается с учетом ряда последовательных действий педагога: 1) определение цели и задач, 2) выбор инструментов, способствующих эффективной работе, 3) планирование деятельности педагога и обучающихся.

На первом этапе «Целеполагание» педагогу важно определить учебные возможности класса, чтобы предусмотреть такую деятельность, которая будет соответствовать образовательным потребностям класса в целом и каждого ученика в отдельности. Педагогам, работающим в таких классах, как лицейский или гимназический, специального (коррекционного) образования или общеобразовательный с инклюзивным обучением детей с ОВЗ, или же класс, требующий дифференцированного подхода в обучении, целесообразно включать в технологическую карту урока графы, описывающие деятельность разных категорий обучающихся.

В блоке «Целеполагание» предусматривается анализ основной образовательной программы в целом и рабочей программы конкретного учебного предмета в частности. К разработке основной образовательной программы (далее, ООП) как основному документу, определяющему условия, содержание и, главное, результат педагогической деятельности были привлечены все участники образовательных отношений. Ключевую роль в ООП занимают рабочие программы учебных предметов, созданные коллективами учителей образовательных организаций. Особенность рабочих программ состоит в том, что они охватывают весь курс ведения предмета (например, с 5 по 9 класс), а не разрабатываются ежегодно индивидуально каждым учителем. Следовательно, задача педагога, вне зависимости от класса, в котором он преподает, выдержать единый подход к преподаванию предмета. Итак, при разработке технологической карты урока учитель рассматривает каждое учебное занятие с позиции его места в рабочей программе, выделяя базовые знания и умения по конкретной учебной теме. При этом необходимо структурировать учебный материал, определяя взаимосвязь между опорными (базовыми) знаниями и умениями, навыками практической деятельности.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»: «Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции ... за качество образования своих выпускников»1. Так, каждая образовательная организация обязана обеспечить базовый уровень образовательных результатов, который определен в разделе «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы» в под заголовком «Выпускник научится». Исходя из этого, учителем должны быть выделены элементы содержания, подлежащие усвоению, уровень усвоения материала (базовый или повышенный), подготовлены измерители, определяющие степень достижения целей, разработана шкала оценки качества усвоения программного материала и сформированности метапредметного результата. Опорой для педагога на этом этапе становится раздел ООП «Программа формирования универсальных учебных действий», раздел рабочей программы «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности», а также кодификатор универсальных учебных действий.

На втором этапе разработки технологической карты учебного занятия главной задачей учителя является выбор в соответствии с образовательной целью педагогической технологии для учебного занятия или методов и приемов организации деятельности обучающихся. Как показывает практика, эффективны при реализации ФГОС ОО современные педагогические технологии: проектная технология, технология критического мышления, технология проблемного обучения, кейс-технология, технология коллективного способа обучения, педагогическая мастерская, игровые технологии. Право выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения законодательно закреплены за педагогом2. Предметное содержание, составляющее основу урока, должно быть материалом и для формирования метапредметных и личностных результатов, то есть один и тот же текстовый фрагмент, или задача, или эксперимент должен быть многофункционален с точки зрения образовательных задач. Таким же образом необходимо произвести отбор средств обучения с учетом их целесообразности. Перегруженность учебного занятия средствами приводит к тому, что образовательная функция урока подменяется развлекательной.

Качественно составленная технологическая карта предусматривает направленное учителем последовательное продвижение ребенка к цели. На третьем этапе «Организация деятельности» учитель составляет технологическую карту учебного занятия, планируя деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока. Педагог должен так организовать учебную деятельность, чтобы она могла обеспечить достижение всех групп результатов. Технологическая карта учебного занятия отражает реализацию системно- деятельностного подхода. Непросто, но необходимо осознать и принять иную функцию учителя - «организатор процесса»: отказаться от трансляции знаний и дать возможность ребенку самому решать учебно-познавательные, учебно-практические и творческие задачи, совершать свои открытия и достичь поставленных им целей. Современное учебное занятие - это не монологический спектакль, а эпическое действо, где у каждого участника своя ключевая роль.

Залог успешного урока - организация деятельности ребенка как основы его развития. Современный учитель, прежде всего, является организатором развивающей образовательной среды. Потребность в оптимизации педагогического труда привела к замене традиционного конспекта урока на технологическую карту - универсальный инструмент построения и анализа учебного занятия, способствующий достижению образовательных результатов.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ, статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», пункт 7.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ, статья 47 « Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации», пункт 3.2.

Разработка контрольно-измерительных материалов группового проекта 

О.Г. Кондакова

учитель иностранного языка,

МАОУ «СОШ №43 г. Челябинска»

Р.А. Махрова

учитель русского языка,

МАОУ «СОШ № 43 г. Челябинска»

Аннотация: в статье освещены некоторые аспекты разработки контрольно-измерительных материалов группового проекта для оценки достижения школьниками планируемых результатов в освоении основной образовательной программы.

Ключевые слова: контрольно-измерительные материалы, групповой проект.

Создание системы оценки качества образования в России происходит в условиях реализации ФГОС, поэтому одной из актуальных для образовательного учреждения задач является разработка контрольно-измерительных материалов (специально разработанные материалы контроля уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций школьников, выраженные в количественных и качественных показателях, способные наглядно продемонстрировать степень знаний, умений и владений ученика) для оценки достижения школьниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования). Педагогический коллектив МАОУ «СОШ № 43 г. Челябинска» в течение 2016-2017 учебного года методически разрабатывал данную тему.

Оценка достижения школьниками планируемых результатов может осуществляться в рамках защиты группового проекта, целью которого является продемонстрировать свои достижения в групповом освоении содержания избранных областей знаний и видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, социальную, творческую). В ходе такой работы может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации, уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнером», умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Для успешного осуществления проектной деятельности необходимо расширить спектр тем с учетом личностных результатов и разработать комплекты контрольно-измерительных материалов (далее, КИМ) групповых проектов. В разработке КИМа информационного проекта «Береги себя» приняли участие педагоги МАОУ «СОШ № 43 г.Челябинска» Махрова Р.А. и Кондакова О.Г. Тема была сформулирована на основе требований к личностному результату «сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах» ООП ООО. Актуальность данной темы обусловлена приближением времени каникул. Проведение проекта способствует решению проблемы: низкая мотивация у детей к ведению здорового образа жизни, неумение применять знания безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте.

Итак, цель проекта: сформировать мотивацию к исследованию и получению информации о безопасности собственной жизнедеятельности и ценностях здорового образа жизни.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать предоставленные материалы.

2. Сформулировать правила безопасного поведения на дорогах, в общественном транспорте, оценить свою способность применять их в жизни.

3. Создать плакат (или презентацию) по теме (по одной теме для каждой группы):

- правила безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте;

- правила безопасного поведения в условиях угрозы террористического акта;

- правила здорового образа жизни.

4. Представить результаты своей работы;

5. Оценить результаты своей работы и работы других групп.

Структура и содержание контрольных измерительных материалов сформированы на основе требований ФГОС ООО и основной образовательной программы ООО к результатам реализации проектной деятельности на уровне основного общего образования.

В целях актуализации личностной сферы обучающихся на этапе погружения в проблему были предложены для просмотра видеоролики по теме проекта. Этот прием позволяет детям не только самостоятельно определить проблему, но и повышает социальную значимость выполняемой работы. Данный мотив поддерживается в задании к проекту: оно представлено в виде запроса школьного совета соуправления (например, школьный совет соуправления планирует проведение акции «Дорога и дети» и предлагает вам принять участие в ее подготовке. Подготовьте плакат (презентацию) для первоклассников, содержащую советы для учеников начальной школы и их родителей).

Не менее важным является этап подбора материала. Необходимо соблюдать требования к раздаточным материалам: четкость печати и подобранные в соответствии с возрастом детей шрифт текста, иллюстрации одного вида в рамках одного раздаточного материала (рисунки или фотографии), материалы должны содержать достоверную информацию (ссылки на источники обязательны), детям могут быть предложены разные по стилю типы текстов (научно-популярный, художественный, публицистический), наряду с текстами предлагаются диаграммы, таблицы, схемы и др. Во время проведения проекта предлагается использовать толковый словарь, словарь иностранных слов, орфоэпический словарь.

Комплект КИМ дополняется едиными для всех проектов рекомендациями по выполнению проекта, а также материалами для диагностики обучающихся: карты самоанализа, карта наблюдений, отзыв о презентации с краткой инструкцией по их заполнению.

Стандартизация комплекта контрольно-измерительных материалов и единство требований к их структуре и содержанию позволяют четко формулировать образовательные задачи и успешно их решать.

Список литературы

  • Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, - М.: Издательский центр «Академия», 2007
  • Проведение промежуточной аттестации в 5 классе: учебно-методическое пособие/ авт.-сост.: Ю.Ю.Баранова, Т.П.Зуева, И.В. Латыпова, Е.И.Маркина, Л.Н. Чипышева; под ред. М.И. Солодковой. - Челябинск: НП Инновационный центр «РОСТ», 2015. - 123 с.

Контрольная работа по русскому языку 8 класс (ФГОС)

(нулевой срез) 2017-2018 учебный год

1 вариант

Проверка орфографической и пунктуационной зоркости учащихся

Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. раскрывая скобки.

(На)ед..не с т..шиной.

(Из)за косогора паровозной фарой вык.. тило солнце. В лесу стало просторно и ярко. На осл..пительный сне.. игра..щий колкими звездоч(?)ками упали (крест)накрест тени д..рев..ев.

Лес оживился где(то) стрекотнула стрекоза прочирикала нал..тевшая стая бурог..ловых галок в..селей застучал (не)вид..мый дятел в (не)вид..мой кузнице.

Я шагнул в сторону с проторе(н,нн)ой дорожки и в..парывая лыжами (не)тронутый снег спустился в л..жбину. Тиш..на (з,с)десь и впрямь уд..вительная ни в..терка ни ш..роха. Но что это? Ч..рной лентой струит..ся между черемух забытый зимой ручеек позванивая тонк..м стекля..ым звоном.

Светит солнце звенит ключ (не)замерзающий зимой работа..т дятел. И (где)то в лесу под глубоким снегом зре..т семена новой весны.

2. Проверка речевой компетенции.

  1. Определите стиль и тип текста.
  2. Задание на опознавание (дописать определение)

А) Обособляются обстоятельства ..........................

Б) Не обособляются обстоятельства

В) Обособляются определения ............................ .

  1. Задание на знание существенных признаков.

А) Подберите из текста слова по следующим характеристикам:

Страдательное причастие наст. времени. М. р. И. п.. полное

Страдательное причастие прошедшего времени, ж.р., Р.п., ед.ч., полное

Действительные причастия наст. вр., ед.ч.. м.р. полное. И. п.

Действительное причастие прошедшего времени И. п., ж.р., ед.ч., полное

  1. Разобрать слова по составу:

Ослепительный, вспарывая, спустился, просторно.

2 вариант

Проверка орфографической и пунктуационной зоркости учащихся

Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.

Иску(с, сс)тво ж..вопис.. одно из самых ст..ри(н, нн)ых. Оно сущ..ствовало уже в Древнем Египт.. и Греции...

В разные эпохи ж..вописц.. работали (по)разному. В эпоху Возр..ждения б..льшинство художников п..сало картины так что мы по(?)ти (не)разл..чаем (на)них отдельных мазков. Дост..галось это накладыванием один за другим тон(?)чайших прозрач(?)ных сл..ев красок на основной плотн.. высохш.. слой.

Поз..нее многие художники стали п..сать накладывая на холст краски и ост..вляя заметными сл..ды к..стей. Одни п..сали мелкими м..зками (как)будто (с)легка пр.. трагиваясь к полотну другие ра..машисто смело (с)разу добиваясь(на)холсте нужного им цвета.

Ж..вопись дели(т, ть)ся на станковую и м..нументальную. Художник пиш..т на холсте натянутом на (под)рамнике и установле(н,нн)ом на мольберт...

М..нументальн.. живопись это б..льшие к..ртины запеч..тле(н,нн)ые по содержанию. Их пишут (не)посредстве(н,нн)о на внутре(н,нн)их или наружных ст..нах здания. Живопись (на) ст..не водя(н,нн)ыми знаками называ..(т,ть)ся фреской.

2. Проверка речевой компетенции

  • Определите тип и стиль текста.
  • Определите основную мысль текста, выбрав из предложенных заголовков наиболее подходящий.
  • «Древнее искусство»
  • «О живописи»
  • «Станковая и монументальная живопись»

3.Проверка языковой компетенции

  • Выпишите из текста причастия, определите их грамматические признаки.
  • Выпишите из текста деепричастия, определите их грамматические признаки.

4.Разберите слова по составу

Заметными, высохший, достигалось, накладывая.

Разработка урока

Тема: Обособленные приложения.

Цель: формирование умений:

1. находить обособленные приложения в предложениях

2. интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями

3. правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложениях

4. графически объяснять условия обособления приложений

5. развивать монологическую и выразительную речь

6. повторить обособление согласованных определений

1.Прочитайте выразительно высказывание М. Горького и запишите его.

Я указываю на необходимость делать книги, орудия воспитания, простым и точным языком, вполне доступным пониманию наших читателей.

  • Подчеркните обособленные согласованные и несогласованные определения.
  • Чем выражено несогласованное определение?
  • Как называется определение, которое согласуется с определяемым словом только в падеже и числе и выражено именем существительным?

· Сформулируйте цель урока.

· Прочитайте п. 39 (чтение вслух)

· Сформулируйте вопросы по параграфу, запишите их (работа в парах)

5. Задайте вопросы одноклассникам

· Упр. 109 1, 5, 6 предложения - все

· Остальные предложения (Зальцелер В., Новак В., Степенев Е., Пчелинцева К., Кузнецов И., Спиридонов Т.,)

· Работа с текстом (все остальные учащиеся)

Задание:

  1. Прочитайте текст выразительно
  2. Озаглавьте его.
  3. Подчеркните все определения и приложения
  4. Объясните знаки препинания.

Святослав Рихтер, замечательный пианист, по пять-шесть часов не вставал из-за рояля.

Майя Плисецкая, удивительный мастер движения, завоевавшая признание во всем мире, проводила ежедневно много часов в изнурительном труде у станка.

У Алексея Баталова, известного актера, создавшего прекрасные образы наших современников, от напряженной работы ухудшилось зрение.

Многим жизнь людей искусства кажется праздником, а на самом деле любимая работа для них - огромный труд, напряженный, ежедневный, требующий терпения, выдержки, упорства.

Подведение итогов урока.

Расскажите об условиях обособлении приложения.

Домашнее задание

Всем: составьте таблицу «Обособление приложений» и выучите правило

На выбор упр. 110 или 111

Задание к уроку.

1. Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнем, то сжимаясь в непроглядную тьму.

Фразеологизм

2. Заговорили наши орудия.

Сравнение

3. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,
словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду.

Метафора

4. Я тебе миллион раз говорил.

Олицетворение

5. Полина Харитоновна была передо мной как на ладони.

Гипербола

1. Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнем, то сжимаясь в непроглядную тьму.

Фразеологизм

2. Заговорили наши орудия.

Сравнение

3. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,
словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду.

Метафора

4. Я тебе миллион раз говорил.

Олицетворение

5. Полина Харитоновна была передо мной как на ладони.

Гипербола

1. Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнем, то сжимаясь в непроглядную тьму.

Фразеологизм

2. Заговорили наши орудия.

Сравнение

3. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,
словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду.

Метафора

4. Я тебе миллион раз говорил.

Олицетворение

5. Полина Харитоновна была передо мной как на ладони.

Гипербола

г.Челябинск
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать